Блог

Сергей Цвор-младший. Интервью. Часть 3. Крах христианства

Интервью
В первых двух частях интервью с автором tg-канала «Я у мамы богослов» Сергеем Цвором-младшим мы много внимания удели богословию и немного — его переходу в реформаторскую церковь. Про переход читайте в части «Новая духовная идентичность», а про богословие — во втором выпуске «Простое, темное и сложное богословие».

В заключительной, третьей части мы спустились с небес на землю: витиевато обсудили политику, кратко узнали о частной жизни Сергея. Он честно признался, какую музыку слушал и даже в том, что чуть-чуть играл в компьютерные игры, а еще смотрел фильмы, но об этом в интервью.

Ах да. Специальная затравочка для женской аудитории. Сергей в трех предложениях рассказал свою «лав стори». Пусть это и скупая история, но мне кажется, что девушки смогут рассмотреть за ней глубину и ширину.

Прежде чем вы убежите в чтение — подпишитесь на каналы автора этой статьи и героя этого опуса.
Содержание

ЧАСТЬ 3. КРАХ ХРИСТИАНСТВА

  1. Трамп в контексте западного христианства
  2. Постскриптум: «лав стори», чтение и дети

Трамп в контексте западного христианства

ММ: «В некоторых своих постах ты обращал внимание, что далекие от христианства люди, даже Ричард Докинз (известный критик христианства, автор бестселлера «Эгоистичный ген»), поворачиваются в сторону Бога. Например, тот же Докинз признался, что считает себя «культурным христианином» (пост на эту темы из tg-канала Цвора здесь)».

Сергей, не дожидаясь конца вопроса, делает интересное замечание: «Я не думаю, что это серьезный процесс, просто это показывает банкротство их идей». Его вывод смещает акцент моего вопроса. И вместо анализа околохристианских интеллектуальных событий я предлагаю обсудить следующее: «А не обанкротилось ли и само христианство как религия. У меня есть некоторое ощущение, что мы уже живем в эпоху постхристианства. То есть в эпоху, когда христианство потихоньку умирает как религия. И мне кажется, что еще лет 100-200-300 — и христианство окончательно умрет, превратившись в какую-то секту небольшую. Как ты считаешь?»

СЦ: «Думаю, что христианство умирает только на западе. Во всем остальном мире оно, напротив, сильно растет. Мы уже говорили про огромное распространение пятидесятничества сейчас в третьих странах. Другие церкви и конфессии растут также за счет так называемых стран третьего мира. И католическая церковь растет просто огромными темпами за счет стран третьего мира. Поэтому я думаю, что очень рано хоронить христианство».

Для укрепления мысли, что христианскую религию рано списывать в утиль, Сергей советует прочитать книгу Тома Холланда «Доминион: становление западного мышления» (2019). В ней автор раскрывает концепцию «культурного христианства» и доказывает, что западная цивилизация насквозь пропитана христианскими идеями. Именно Иисус и Апостол Павел радикально поменяли парадигму человеческого мышления. Последние стали первыми, а «царство слабых» заменило «империю сильных». Так от вопроса «западного христианства» мы перешли к вопросу «западной цивилизации».

ММ: «Ты говоришь, что умирает только западное христианство. И, как мы смогли разобраться благодаря Холланду, оно является идейной базой Запада. В связи с этим возникает вопрос: а что ждет западную цивилизацию в таком случае? Она умрет или нет?».

СЦ: «Как мне кажется, Фрэнсис Шеффер очень хорошо предсказал то, что происходит сейчас. Я обожаю Фрэнсиса Шеффера и всем рекомендую почитать этого проницательного мыслителя. Так вот, он говорил, что мир будет фрагментироваться и терять целостную природу.

Мы уже сейчас видим, что у многих «западных людей» отсутствует представление о единстве мироздания. Человек вполне комфортно сочетает сциентизм (веру в науку как высшую культурную ценность) и восточные оккультные практики. Хотя эти практики явно не научные и противоречат сциентическим убеждениям человека. Таким образом, мы видим, как в каком-то новом варианте возрождается языческое представление о мире.

Я, конечно, не утверждаю, что снова появятся жертвенники каких-нибудь богов. Нет, я сейчас не об этом говорю. Я говорю о том, что язычество — это такой очень-очень сильно расколотый мир, где одни боги враждуют с другими богами за власть над миром. Интеллектуальная сердцевина язычества заключается в том, что в нем нет Логоса как концепции, нет какой-то силы, которая соединяет все существующее вместе, дает ему смысл, цель, мотив и другие важные атрибуты. В противовес этому христианство имеет этот Логос, объединяющий мироздание в единую целостную системы. Да-да, это тот самый Логос, который был в начале, как писал Апостол Иоанн».

Далее Сергей подчеркнул, что христианство — это очень сильная интеллектуальная концепция, которая быстро завоевывала умы в языческом мире. Пусть сейчас принято приписывать все победы христианства именно насильственному инструментарию (как правило здесь приводятся в пример кровавое крещение Руси и крестовые походы), однако Сергей считает, что этого было бы недостаточно, будь христианство очередной «интересной идеей языческого мира»*. Более того, он утверждает, что новое христианское пробуждение не происходит потому, что у христиан нет свежего переосмысления христианства. Чтобы произошло пробуждение, нужна новая мировоззренческая концепция, а не просто усиленная молитва.

По этой причине мы пришли к выводу, что если не будет тектонического слома сложившейся ситуации, то перспективы и у западного христианства, и у самого Запада нерадужные (или, наоборот, радужные, в смысле — под радужным флагом). С другой стороны, как отметил Сергей, если в США проголосовали за президента, который открыто постулирует, что есть только два пола, — это о многом говорит. Например, что даже неверующие устали от «либеральной неопределенности». В то же время мой собеседник подчеркнул, что он далек от мысли, что Дональд Трамп — глубоко убежденный христианин. В целом Сергей — пессимист, но не отметить такое эпохальное событие, дающее надежду на будущее здравомыслие человечества, нельзя.

Заканчивая тему западного христианства, Сергей высказал интересные мысли, что все политики опираются на «свою религию», например, упомянутый Дональд Трамп — на евангельских христиан, а до него Джо Байден — на адептов «гуманистической трансгендерной религии». Таким образом, можно смело сказать, что идеология — это в какой-то мере «светская религия». И люди, которые говорят, что они нерелигиозные, на самом деле религиозные, просто называют свою религию без слова религия.

___

Примечание:
* — в процессе работы над интервью я вспомнил, как однажды, еще учась на филологическом факультете, со своим научным руководителем Шамякиной Татьяной Ивановной мы обсуждали славянскую мифологию, руническую письменность и Крещение Руси, в частности идею готовности восточных славян принять христианство без «Владимирских репрессий». В ходе короткого обмена мнений мы согласились, что славяне были готовы к идее «Единого Христа — Спасителя мира». Это короткое воспоминание я привел, потому что полностью согласен с Сергеем, что у христианства сильная интеллектуальная база, пленяющая умы и воспламеняющая сердца.

Постскриптум: «лав стори», чтение и дети

Фото Цворов
Сергей и Диана Цвор
Последние полчаса беседы мы посвятили «земным вопросам» и перешли в плоскость личной жизни, в том числе не смогли обойти «лав стори» Сергея и Дианы. Правда, это часть беседы получилась фрагментарной, как мышление западного человека, потому что Сергей уже посматривал на часы, чтобы не опоздать на электричку. Все же несколько интересных подробностей частной жизни я смог у него выяснить.

Сергей давно увлекается шахматами, разумеется, очень любит читать. Методика чтения у него своеобразная. Одновременно он читает по несколько книг. Так он не устает, переключаясь с одного произведения на другое. Следуя этой методике, в долгие поездки на транспорте он берет с собой несколько книг. Из художественной литературы ему нравятся Толкин и Конан-Дойл. На мой вопрос, нужно ли возвращать культуру чтения в церковь, он ответил, что нужно. А вот на вопрос, как это сделать, — развел руками и напомнил, что он пессимист. В общем, как я его понял, до Второго пришествия ничего в церкви на этот счет не поменяется.

Сергей также любит, хотя и осуждает (шутка!), фильмы Гая Ричи (напомню, что главные его фильмы — «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» и др.), а еще без всякого осуждения (не шутка!) смотрит документалки Саши Сулим (наша соотечественница, в свое время окончила БГУ, сейчас известный Youtube-блогер в жанре тру-крайм). Вспомнил, что подростком слушал христианскую металл-группу P.O.D. (хотя бы их главную песню Youth of the Nation вы обязаны послушать) и чуть-чуть играл в компьютерные игры. Примерно на этом этапе беседы мы вышли из кафе, потому что Сергей торопился на электричку, и какие-то вопросы решили обсудить во время быстрой ходьбы, переходящей в бег трусцой. Я еще раз обратил внимание на бюсты Анри Дюнана и Сергея Ивановича Грицевца. У этих людей все разное (Родина, судьба, интересы), но есть и кое-что общее. Оба меняли этот мир, а не просто плыли по течению.

Швейцарский предприниматель после увиденного ужаса войны написал книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», послужившую началом создания Международного Комитета Красного Креста. А Сергей Иванович во время боевых действий при Халхин-Голе, рискуя жизнью на своем самолете вывез командира из глубокого тыла врага. За это он получил вторую звезду Героя Советского Союза. Так и хочется задать риторический вопрос обоим — что заставляло вас делать эти сверхчеловеческие поступки?
Фото бюста Дюнана
Бюст Анри Дюнана, фото с сайта probelarus.by
Фото бюста Грицевца
Бюст Сергея Грицевца
К такого рода деятельным, ищущим и активно проживающим жизнь можно отнести и Сергея Цвора. Сидел бы он спокойно в своей деноминации, ан-нет, поиск истины заставил его идти вперед. Ну хорошо, унел в другую церковь, так зачем-то еще канал свой в телеграмме завел. Сидел бы и помалкивал, но нет же — хочет формировать осмысленное евангельское комьюнити в Беларуси. Сизифов труд, я вам скажу, но он упорно продолжает им заниматься…

Когда мы были на Карла Маркса по пути на вокзал, я задал Сергею несколько вопросов о детях, жене, их знакомстве. За воспитание детей ему немного стыдно — можно было бы и больше внимания уделять дочерям, но, как может, он их воспитывает. Что касается жены, то впервые с Дианой они увиделись в церковном лагере на берегу Немана. Уже тогда Сергей понял, что эта девчонка ему больше, чем нравится. Между ними завязалась дружба, которая через несколько лет переросла в крепкий брак. Конечно, Диана описала бы эту «лав стори» объемнее и привлекательнее, но философы в таких делах люди крайне косноязычные.

Последнее, что я успел спросить у Сергея, который уже скрывался из зоны моей видимости, точнее, спускался в подземку возле БГУ на месте бывшего «Макдональдса», — про его любимые библейские книги. Он назвал:

  • «Евангелие от Иоанна»,
  • «Послание к Римлянам»
  • и «…» .

А вот третью книгу предлагаем угадать читателям, которые добрались до конца этого интервью. Первым двум людям, приславшим правильный ответ на почту mmmokretsov@gmail.com или в телеграм, мы подарим набор из 4 электронных книг издательства «Метанойя». В набор входят: «Искусство душепопечения и освобождения. Жизнь и служение Владимира Трофимчика», «Исцеление на крыльях веры. Жизнь и служение Николая Свинко», обе книги написаны Татьяной Фадеевой, а также «Апокалипсис в Ветхом Завете» Николая Куркаева и «Войны и военные слухи» Гэри ДеМара в переводе Евгения Марчука.

Надеемся, интервью было полезным для вас. Чтобы следить за новыми публикациями, книгами и новостями издательства «Метанойя», подписывайтесь на наши социальные сети:

Instagram / Telegram

Конец

Made on
Tilda