Об одном побочном эффекте медитации

медитацияВ ходе практики медитации заметил один забавный эффект. В то время как я , все больше расслабляюсь, сосредотачиваясь на дыхании либо на частях тела, мой мозг, словно обезумевший, генерирует невероятно ценные полезные и важные идеи. Эти идеи касаются систематизации чего-либо, являются ключом к пониманию определенных ситуаций, предоставляют какие-то новые возможности. Все это , разумеется, отвлекает от основного процесса,  а именно от состояния вне ума. Порой мысли настолько полезны, что приходится прерывать практику ради того, чтобы их записать.

Почему же так происходит? У меня есть несколько предположений на этот счет. С одной стороны, в процессе расслабления, в тишине и бездействии, с закрытыми глазами резко ослабляется нагрузка на сенсорные каналы. Возможно, таким образом мозг пытается восполнить для себя привычный уровень сенсорного шума. Эта мысль согласуется с идеями Джона Лилли, пионера исследований сенсорной депривации. Он предполагает, что в условиях тотальной сенсорной депривации мозг начинает самостоятельно генерировать сигналы, либо становится гиперчувствительным к сигналам внешним. Это так же согласуется с предостережениями руководств по медитации о навязчивых, “громких” мыслях, мешающих практике. Но один важный пункт остается без внимания: почему же эти мысли настолько “качественны”?

Медитация
Другая версия заключается в трактовке этих мыслей как защитного механизма психики. Наш привычный ум защищается от неведомого, то есть от потенциальных результатов медитации, используя козыри, то есть ценные мысли в качестве защитного механизма. Предполагаемая динамика такая: падает уровень сенсорного шума и изменяется фокусировка внимания, это включает какую-то “сигнализацию” и появляются “качественные мысли”. Их роль – отвлекать на себя внимание, не дать произойти каким-то серьезным изменениям сознания. Эта версия согласуется с предположениями трансперсональных теоретиков, например, Грофа, о том, что визионерские переживания, вызванные употреблением психоделических веществ, являются низшим уровнем переживаний, своеобразным барьером,  и через них нужно пройти к уровням более глубоким.
И последняя версия о природе такого побочного эффекта заключается в том, что этот эффект вовсе не побочный, а суть цель медитации, если ее понимать как дисциплину ума.
Как бы там ни было, я как-то не встречал в литературе конкретного описания подобных эффектов. Если этот эффект проявляется в ходе практики у всех практикующих, то это дает возможность использовать медитацию людям, для которых духовные либо иные ее цели являются по каким-либо причинам не подходящими.
Кстати, идея написать эту статью возникла как раз в процессе медитации.
Был ли у вас подобный опыт?

5 thoughts on “Об одном побочном эффекте медитации

  1. Леонард

    Достаточно интересное наблюдение. Сам время от времени медитирую и практически всегда встречаюсь с проблемой “взрыва” мыслей, часто мешающей концентрации. Но вот чтобы они носили конструктивный характер – такого не было ни разу. Может я просто не даю развиться им до идеи? стараясь перерубить в самом начале, воспринимая их как побочный эффект…

    1. Alexandr Yankelevich Post author

      Леонард, на мой взгляд, это действительно побочный эффект, который не способствует успокоению сознания, но может служить определенным “мирским”делам хорошую службу.
      Каким образом вам добиться подобного эффекта я , разумеется,в точности не знаю, возможно, действительно стоит последить за возникающими мыслями, не ассоциируясь с ними. Спасибо.

  2. Семен

    Медитирую по практикам Мингьюра Ринпоче, описанных в книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья». Поток умных и интересных мыслей возникает, иногда до взрыва или просто ментальной каши. В таких случаях снова возвращаюсь к объекту медитации (или безобъектно пропускаю весь поток через себя), ориентируясь на время, отведенное на медитацию. И так каждый раз, когда поток усиливается или внимание снова «цепляется» за что-то «ценное» и «важное» из потока. Более интересная побочка которая возникает в результате — снятие ярлыков и привычных якоре

  3. Семен

    Медитирую по практикам Мингьюра Ринпоче, описанных в книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья». Поток умных и интересных мыслей возникает, иногда до взрыва или просто ментальной каши. В таких случаях снова возвращаюсь к объекту медитации (или безобъектно пропускаю весь поток через себя), ориентируясь на время, отведенное на медитацию. И так каждый раз, когда поток усиливается или внимание снова «цепляется» за что-то «ценное» и «важное» из потока. Более интересная побочка которая возникает в результате — снятие ярлыков и привычных якорей с предметов (если медитация предметная, например если медитирую на стул — стул перестает быть стулом) В безобъектном варианте — с одной стороны пропадает привычное ощущение реальности, с другой стороны — после окончании медитации и смены состояния — наступает нереальная легкость в голове и мыслях.

  4. Nikita

    Куда ж без этого. Кстати этот эффект со временем ушел за пределы медитации сидячей с закрытыми глазами и теперь при любом отказе от чего-либо (например от занятия делом, которому посвятил досттаочно много времени ранее), вдруг появляются новые интересные возможности, удивительным образом приходят деньги из дела, которое например не приносило их долгое время и всё в таком духе… Как игра такая: не уходи, останься с нами…

Leave a Reply to Nikita Cancel reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting