Больше, чем бинауральные ритмы: холофоническое звучание

Я лучше уничтожу Холофоникс,
чем позволю ему попасть в плохие руки.
- Хьюго Зукарелли


Хьюго Зукарелли
– аргентинский изобретатель, автор теории холофонического звучания, особенностью которого является достижение эффекта полного присутствия. Из соображений патентной тайны он до сих пор полностью не раскрыл информацию, необходимую для полного понимания его открытия. В детстве Хьюго было одно примечательное событие, когда его чуть было не сбил автомобиль. Жизнь мальчику спасла его способность точно локализовать местоположение источника звука, не видя его. Это событие вызвало у мальчика живой интерес к проблеме локализации звука у человека и животных и послужило началом его профессиональной карьеры.

После тщательного изучения механизмов локализации источника звука у животных, а так же анализа существующих на тот момент моделей слуха, он приходит к выводу, что эти самые модели не в состоянии объяснить важные характеристики человеческого слуха.

Традиционно способность локализовать звук объясняется разницей в интенсивности звука, поступающего в левое и правое ухо. Такое понимание справедливо для животных. Крокодил например, имея неподвижные ушные раковины, вынужден двигаться всем телом, чтобы локализовать звук. Другие животные двигают головой, или же имеют подвижные ушные раковины, выполняющие ту же функцию.

Совсем иначе дела обстоят с человеком. Тот факт, что люди способны локализовать звук, не ворочая головой или телом и не имея подвижных ушных раковин, говорит о том, что сравнение интенсивности звука не является единственным механизмом локализации. Более того, даже те люди, чей слух поврежден с одной стороны, так же способны к локализации.

На основании этих данных Зукарелли приходит к выводу, что слуховое восприятие человека работает по голографическому принципу, а это значит, что ухо является одновременно приемником и передатчиком.

Эти выводы позволяют Хьюго Зукарелли создать технологию холофонического звучания, которую он назвал Холофоникс. Эта технология представляет собой акустический аналог голографии, и в этом и состоит открытие Зукарелли. Холофонические записи имеют настолько реалистичное звучание, что без постоянного визуального контроля их невозможно отличить от реальности.

Реалистичность холофонического звука делает возможным переживание синестезий – сигналов из других сенсорных зон (тактильной, визуальной и др.) без непосредственного воздействия на них. Так, звук щелкающих возле уха ножниц создает ощущение, что вас натурально стригут, и порождают желание одернуть голову, а шепот женщины возле уха позволяет ощутить ее дыхание, вызывающее дрожь в теле. Для того, чтобы максимально почувствовать эффект от холофонической записи, лучше всего использовать качественные стерео-наушники.

Холофоническое звучание следует отличать от бинаурального и стерео-звучания. Стерео-запись не учитывает натуральное расстояние между ушами, «звуковую тень» и отражения звука от головы и ушных раковин, которые учитываются в записи бинауральной. Но и бинауральная запись не позволяет добиться такой реалистичности звучания, которое позволяет запись холофоническая. Какие именно особенности записи делают ее столь реалистичной, остается загадкой, ключ к которой имеет только сам Зукарелли, во всяком случае, пока.

Холофоническое звучание может найти и находит широкое применение в самых различных областях. Такая запись способна существенно обогатить звучание музыки, а так же может использоваться для записи концертов. Эффекты, записанные с помощью этой технологии, могут использоваться в играх и в фильмах. Наконец, эти записи могут использоваться в психологическом исследовании сознания и восприятия, в том числе синестезии. Перспективным видится использование этой технологии в совокупности с мощными трансформационными техниками, такими как холотропное дыхание и прием психоделических веществ в качестве катализатора и индуктора измененных состояний сознания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Гроф, С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С.Гроф / пер. с англ. А.Андрианова и др.. – М.: Изд-во Трансперсонал. ин-та, 1993. – 504 с.
2. Талбот, М. Голографическая вселенная / М. Талбот ; пер. с англ. – М.: Изд. дом «София, 2004. 416 c.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/бинауральная_запись
4. http://articles.latimes.com/1986-05-04/local/me-3758_1_holophonic-sound
5. http://www.acousticintegrity.com/

One thought on “Больше, чем бинауральные ритмы: холофоническое звучание

  1. Pingback: Реальность как компьютерная игра | Метанойя

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting